Государственное учреждение Ярославской области "Угличский детский дом"

Наибольшую значимость для младшего школьника представляет то, что так или иначе связано со школой, — школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т.д. Для ученика его положение в классе — мощный источник положительных или отрицательных эмоций.

Ребенок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя «атрибуты» взрослости — употребление алкоголя, курение. Причем если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то впоследствии для подростка это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных в том числе и со школой.

Поэтому родителям необходимо: во-первых, позаботиться о том, чтобы у ребенка не формировался комплекс неполноценности (или сделать все, чтобы избавить ребенка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя успешным в каком-либо деле, это может быть спорт, опека младшего брата — любая деятельность.

Во-вторых, важно замечать любые, даже малейшие продвижения в учении. Если у ребенка в стройном ряду троек появилась, хотя бы одна четверка — это уже победа! Эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов со вчерашними.

В настоящее время установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество эндорфинов — веществ, ответственных за возникновение положительно окрашенных ощущений (недаром эти вещества называют «веществами удовольствия»). Люди с таким нарушением подсознательно постоянно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, поэтому алкоголь, курение и наркотики могут представлять для них особую привлекательность. В этом случае даже единственная проба того или иного одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро.

Поэтому необходимо с раннего возраста учить ребенка иным — не наносящим ущерба здоровью — способам регуляции своего состояния. Особое значение здесь приобретают творческие увлечения, познавательная активность, занятия спортом, закаливание, повышающие общий тонус организма и стимулирующие образование эндорфинов.

Мир детства/ Под редакцией А.Г. Хрипковой.-М.,2007.